Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 

ДОВЕРИЕ, ЛЮБОВЬ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ – ЗАЛОГ УСПЕХА УЧИТЕЛЯ

Продолжатели профессиональных семейных династий – это люди, которые более чем осознанно подходят к выбору будущей профессии. Зная про все ее сложности и подводные камни, они делают выбор, опираясь на опыт родителей, потому что горящий взгляд даже на усталом лице – лучшая реклама любимой работы. Нина Петровна Криворучко, ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы школы № 13 имени воина-интернационалиста А. Мещерякова, сама выросла на отцовском примере и дочь Марину Николаевну Криворучко, учителя истории и обществознания школы № 20, себе под стать воспитала.
Нина Петровна, расскажите, пожалуйста, с кого берет начало Ваша семейная династия?

– Насколько мне известно, все началось с моего отца Петра Ивановича Выборного. Он был не только Человеком с большой буквы, но и, что более важно, Учителем. Он воевал, прошел всю Великую Отечественную, а после посвятил жизнь школе. Мы жили в селе Картушино Антрацитовского района. Отец был директором местной школы и преподавал географию.
Когда он читал лекции в клубе, зал был набит до отказа, и при этом сохранялась мертвая тишина. Все – и взрослые, и дети – внимательно слушали. Вот какой была жажда знаний! Он был для меня великим примером, спасибо ему.

– Поэтому Вы пошли по его стопам?

– Да, и не только я. В нашей семье было семеро детей, четверо из них стали учителями, а потом и их дети выбрали для себя педагогику делом жизни. Всего у нас в роду девять учителей, среди них физики, биологи, географы, историки, филологи украинского и русского языков – мои братья и сестры, а также племянники и племянницы.
– Марина Николаевна, у Вас похожая история. Мамина страсть и любовь к профессии передались Вам по наследству?

– Можно и так сказать. Мама приходила домой со школы, рассказывала, как прошел день. Я понимала, что она устает, но о работе мама всегда отзывалась с теплотой. Моя мама для меня – это тот образец, каким должен быть учитель. Пусть по характеру мы с ней не особо схожи, но я всегда пыталась взять от нее все то, что меня в ней впечатляло. Она умеет любить детей и людей в целом, видеть в них хорошее, для нее приоритетным было стремление научить, помочь освоить предмет, воспитать учеников грамотными. Я помню, как она всегда спешила на работу – опоздать недопустимо. Внешний вид учителя, привычки, поведение должны соответствовать статусу. Все эти ценности были заложены в мое подсознание воспитанием и сыграли важную роль в становлении меня как профессионала.

– Выбор профессии – это пример родителей, а чем обусловлен выбор специальности?

– Просто всегда любила русский язык и литературу, – объясняет Нина Петровна. – Сначала школьный учитель помогла мне полюбить этот предмет, а затем преподаватели в институте закрепили результат. Очень люблю читать, перечитала за свою жизнь столько литературы, что уму непостижимо. Одно время писала стихи, да и сейчас вдохновение порой приходит (улыбается).

– Я тоже была влюблена в свою учительницу истории Лидию Михайловну Скиртач, – вспоминает Марина Николаевна.

– Мне нравилось, как она преподавала, как опрашивала нас, давала творческие задания, объясняла не только факты, но и первопричины, суть, возможные последствия, заставляла думать, анализировать. Она помогла понять, что история – это не только прошлое, но и будущее цивилизации. Учила нас формировать собственное мнение, работать с разными источниками, чтобы докопаться до истины. Я стараюсь учить детей тому же.
Мой предмет – история, позволяет мне видеть и анализировать происходящее в мире, сопоставлять с известными событиями в прошлом, прогнозировать, а потом, по прошествии времени, проверять, права я была или нет.
Историческая наука пошла далеко вперед, доступно очень много нового – того, о чем в свое время не говорили, чего мы не изучали ни в школе, ни в институте. Исторические личности рассматриваются абсолютно под новым углом – значит нужно пополнять свои знания. Любознательные дети иногда задают такие вопросы! Чтобы ответить на них, ты должен не только владеть материалом, но и быть в курсе всех событий, которые происходят в мире.

– Нина Петровна, как и где Вы получали образование? Какими были Ваши первые шаги на профессиональном поприще?

– Я работала с 18 лет. Мой старший брат жил в Марковском районе (Луганская область), там катастрофически не хватало учителей, и он позвал меня. Это был 1966 год. Я работала старшей вожатой (внештатной, то есть бесплатно) и читала немецкий язык, историю и биологию в гераськовской школе. А образование получала заочно в Луганском пединституте. Дело в том, что я очень хорошо училась в школе, знания мне давались легко, да и коллеги-наставники в школе у меня были замечательные, учили меня всему: как общаться с детьми, решать конфликты, как готовиться и проводить урок, вести документацию – всем премудростям нашей непростой профессии.
Я продолжила работать там же и после окончания учебы, преподавала русский язык, литературу и немецкий. Потом стала директором этой школы, а в 1990 году переехала в Красный Луч, работала в 19-й школе, тоже читала разные предметы. В 1995-м перешла в школу № 13, где помимо педагогической деятельности вела административную работу – 14 лет была завучем. В 2014 году вышла на пенсию.

– Марина Николаевна, каким был Ваш путь в профессии?

– Я окончила Луганский государственный пед-
институт имени Тараса Шевченко, а специальность моя звучала так: «Всемирная история и социальная педагогика». Мы были первыми специалистами такого рода. Начало 90-х – сложное время, много детей, подростков выбирали неправильный путь. Необходимо было им помочь, именно на уровне школы. Правительство осознавало насущную проблему и потребность подготовить специалистов-психологов и социальных педагогов, чтобы они работали с такими детьми во взаимодействии.
Это была своеобразная проба пера. Мы были первой подобной службой в городе. Не имея методичек и соответствующей документации, мы пытались организовать работу, понять, что и как должны делать. Мы осуществляли рейды по домам, приглашали специалистов, проводили индивидуальную работу с родителями и детьми. Через год появились документы, регламентирующие работу, журналы, и стало гораздо проще.
В то время я работала учителем истории и социальным педагогом в школе № 9, потом почти пять лет была завучем. Год отработала в 5-й школе (сейчас УВК № 6), а в 2013 году перешла в 20-ю. Кроме истории с 2017 года преподаю обществознание. Это достаточно новый, но полезный курс, читается с 6-го по 11-й класс, что дает возможность охватить все сферы жизни человека в обществе – экономическую, социальную, политическую и духовную. Материал усложняется по мере взросления. Сейчас очень важно такое понятие, как функциональная грамотность, не только знать, но и уметь применить свои знания. Здесь мы как раз не только изучаем, к примеру, что такое Семейный кодекс, но и разбираемся, как и в каких ситуациях мы можем им воспользоваться.

– Вы помните свой первый урок? Каким было знакомство с учениками?
– Первый урок я почему-то не помню, а вот знакомство с детьми мне запомнилось. Я поступила на работу 31 августа, 1 сентября пришла на линейку, мне дали классное руководство в 5-м классе и сказали: «Вон ваши дети». Я подошла к ним, кто-то зашумел, я сделала замечание, они поняли, что я их учитель, и притихли – такое вот спонтанное знакомство. И мы прошли с ними весь путь. Это был мой первый выпуск, моя гордость – пять медалистов. Но стоит отметить, что в моем нынешнем классе дети тоже замечательные.

– Марина Николаевна, за какими советами в своей профессиональной деятельности Вы обращались к матери? Были ли у Вас другие наставники?

– Несмотря на то что в институте была отличная практика и всесторонний курс подготовки, с выходом на работу ты все равно сталкиваешься с трудностями. Я пришла работать в 1998 году, в каждом классе были разные дети, где-то слабее, где-то сильнее. Приходилось готовить разные задания и даже писать разные конспекты. Конечно, я обращалась к маме: как мне спланировать урок, как достигнуть тех целей, которые я поставила, какие лучше использовать приемы, методы, чтобы сделать материал доступным и понятным. Она научила меня работать с сильными учениками (использовать карточки, дополнительные задания), то есть позаботиться о том, чтобы они не скучали, пока я объясняю тему остальным, и тому подобное.
С благодарностью я также вспоминаю Галину Петровну Русавскую, бывшего директора 9-й школы. Она была большим профессионалом, многое я взяла у нее в плане самодисциплины. Она относилась ко всему вдумчиво, старалась все спрогнозировать, учесть всевозможные варианты развития событий. Уверена: многие учителя, которым довелось с ней работать, будут со мной солидарны.

– Настоящий профессионал должен любить свою работу и всё, что с ней связано. Как Вы считаете, что самое важное в Вашей профессии?

– Первое – это доверие, любовь, а также бережное отношение к детям, – уверенно заявила Нина Петровна. – Быть учителем, иметь возможность из года в год наблюдать, как дети растут, учатся, развиваются, – это настоящий подарок судьбы. На наших глазах они превращаются в личностей, и мы помогаем им в этом.
Я долгое время работала на руководящей должности, и поэтому считаю, что много потеряла, как педагог. Мне приходилось решать совсем другие вопросы, а я любила преподавать. Мне нравилось давать открытые уроки – бывало, переверну кипу энциклопедий, справочников, пока найду что-нибудь интересное, новое, чтобы сделать процесс увлекательным. Чтобы заинтересовать, нужно очень много знать, уметь, видеть в воспитаннике не беспомощного ребенка, а будущего человека и, передавая ему свои знания, уверенно вести по дороге жизни.

– Марина Николаевна, а что Вы думаете по этому поводу?

– Мама абсолютно права. Работа учителя всеобъемлющая. Провести урок и уйти – это неправильно. Нужно участвовать в жизни детей постоянно, вникать в их проблемы, обращать внимание на поведение. Бывает, смотришь на ребенка и понимаешь, сегодня его лучше не спрашивать – выражение лица, эмоции, чувства, которые он выказывает, говорят, что у него что-то случилось. Нужно хотя бы поинтересоваться, как у него дела? Тем, кто дома «центр вселенной», это не нужно, а тому, кому родительской заботы не хватает, нужна поддержка в школе – где-то приобнять, где-то похвалить, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными.
Поэтому я считаю, что в работе педагога важны знания не только по своему предмету, но и по психологии. Когда ты действительно пытаешься понять первопричины поступков ребенка – почему у него складываются именно такие взаимоотношения в коллективе, с учителями, с родителями, у тебя больше шансов ему помочь. В институте на тренинговых занятиях по психологии мы моделировали разные ситуации, проектируя их на себя. По сей день пользуюсь этими методиками, причем не только в работе с детьми, это полезно и для себя, в частности.

– Что Вы имеете в виду?

– Самосовершенствование. Время не стоит на месте, и люди становятся другими, потому что меняются ценности, лежащие в основе их воспитания. Мы должны подстраиваться под современные веяния или хотя бы уметь сосуществовать.
В современных реалиях педагогам непросто. Приходится многому учиться. Мы участвуем в семинарах, вебинарах – это очень помогает в работе, потому что нам нельзя закостеневать, нужно идти в ногу со временем. Современные дети – это поколение, выросшее в информационном обществе. Мы должны научить их ориентироваться в нескончаемом потоке информации, отличать факт от гипотезы, размышлять, анализировать, думать своей головой, в конце концов. И тогда наша работа, как учителя, педагога, будет выполнена на 100 процентов.

Беседовала Виктория ГАПОНОВА


скачать dle 11.3
Оставить комментарий
  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Мы в соцсетях
  • Вконтакте