Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 

Искусство – это полет, а творчество дарит крылья

В каждом человеке есть талант или, если более точно выразиться, своя изюминка. Но зачастую быт становится той стеной, сквозь которую трудно пробиться только набирающему силы ростку искусства. Не простым был путь к творчеству и у Ирины Тюник, мастера декоративно-прикладного и изобразительного искусства, прежде чем ее многогранный талант раскрылся в полной мере. Хотя можно ли сказать наверняка, какими еще талантами обладает человек. Но даже эта малая крупица делает ее счастливее.

– Ирина Викторовна, глядя на экспозицию Ваших работ в выставочном зале, создается впечатление, что Вы умеете всё. Здесь и вышитые картины, и сумочки-косметички, и декорированные яйца, и куклы-мотанки, и украшения из натуральных камней. Но с чего же все начиналось? Что стало основой Вашего творческого пути?

– Началось все с кукол-мотанок, а знакома я с этим старинным славянским видом искусства с детских лет. Моя бабушка делала такие куклы. Она знала все тонкости и правила. Сама относилась к этому серьезно и меня приучила. Хотя, будучи ребенком, я играла с такой куклой, но обращалась аккуратно, зная, что она служит оберегом.
Мы жили в небольшом селе Благовещенск Тамбовской области. Игрушек в то время практически не было. Вот бабушка и делала мне мотанки. Простую куклу можно сделать за полчаса – ничего сложного, а кукла-оберег делается месяц. Все зависит от фазы луны, от подбора трав, что очень важно, поскольку для каждого оберега необходим определенный состав, и конечно необходимо время для подготовки материала.
Бабушка понемногу посвящала меня в детали, но тогда, как и всякий ребенок, я не понимала важности всего, что она хотела мне объяснить. Только к 15 годам я заинтересовалась искусством создания кукол-мотанок, и бабушка смогла передать мне свои знания. Правда, пришлось отложить это занятие на долгие годы – учеба, работа, замужество, дети. Лишь когда дети выросли, и у них появилась своя жизнь, у меня, наконец, нашлось достаточно времени, чтобы вспомнить бабушкину науку и сделать свою первую куклу-мотанку.

– Вы только для себя делаете или выполняете работу под заказ?

– Сначала делала только для себя и для родных, так сказать набивала руку. Потом увидели друзья и попросили сделать для них. Со временем стали заказывать и другие люди – кто для себя, а кто и для родственников. Одним помогло – рассказали другим.
Я начала делать куклы-мотанки года за два до войны. Когда начались боевые действия, уехала с семьей в Рязань, а там знакомая понесла мои куклы на выставку, где их сразу же разобрали. Здесь тоже часто покупают, особенно когда с другими мастерами (их работы также представлены в выставочном зале) выезжаем на городские и республиканские ярмарки и выставки.

– С выставочным залом давно сотрудничаете? Какие еще таланты в себе открыли?

– Сравнительно недавно. Лет 5 назад я зашла посмотреть на работы краснолучских мастеров и была поражена красотой, разнообразием изделий и невероятным талантом земляков. Коллектив принял меня тепло и радушно. Общение с мастерами – такими же творческими и увлеченными людьми, близкими мне по духу – принесло свои плоды. На каждой такой встрече мы делились своими наработками, проводили мастер-классы и обучались чему-то новому. Одна девушка принесла икону, вышитую бисером, эта работа мне очень понравилась, и я решила попробовать. Ремесло оказалось не простым. Если делать все в точности по рисунку, не всегда получается красиво. В таком деле необходима не только усидчивость, но и гармоничный подбор цветов бисера, чтобы создать тона и полутона. У меня есть работы, которые я вышила за два дня, а есть такие, на которые ушло несколько месяцев.

Особенно богато смотрятся картины, вышитые лентами. Композиция получается объемной и, в своем роде, сказочной. Цветы, словно, живые. Здесь определенные детали вышиваются непосредственно на полотне, а некоторые создаются отдельно и после соединяются в едином ансамбле. Такой вышивкой я
украшаю платья для кукол-мотанок и сумочки-
косметички.
Еще одним направлением, на тот момент, стало изготовление декоративных яиц. Работа кропотливая, но занимательная: деревянное яйцо несколько раз окунаешь в воск, а затем тонкой иголочкой наносишь рисунок, по контуру которого потом вплавляешь бисер. Так можно создавать различные узоры. А вот для декоративных яиц с ликами святых я использую стразы, нити бисера и бусины под жемчуг.
Параллельно я стала украшать яйца лентами. Здесь основой служит яйцо из пенопласта. Сперва создаешь фон, обклеивая его лентой по кругу, и украшаешь отдельно выполненными деталями, к примеру, цветами. На одном из мастер-классов я учила этому детей. Им очень понравилось, все были увлечены процессом и создавали свои маленькие шедевры.

– А когда же Вы начали работать с натуральными камнями?
– Я не могу долго топтаться на одном месте, увижу где-нибудь что-то новое и загораюсь желанием испытать свои силы. Именно по этой причине я так люблю ездить с мастерами на выставки. Зачастую не для того, чтобы показать свои работы, а чтобы увидеть что-то новое. Однажды в Луганске я обратила внимание на украшения из натуральных камней. И так совпало, что моя знакомая, зная, как я люблю рукодельничать, попросила сделать ей бусы из гематита. С этого все и началось: ожерелья, серьги, браслеты…
Потом на выставке в нашем городе ко мне подошла женщина, увидела мои работы и говорит: «…Мне муж когда-то подарил янтарные бусы, но они порвались и рассыпались, не могли бы вы их собрать, на ваш вкус?», и дала мне горсть камней россыпью. Вы бы видели ее реакцию, когда я отдала ей готовое украшение – она прослезилась и была очень благодарна мне. Когда людям нравится то, что ты делаешь, – это вдохновляет, вырастают крылья за спиной.
С тех пор это один из моих любимейших видов прикладного искусства. Я работаю только с натуральными камнями – бирюза, гематит, янтарь, кошачий глаз, отшлифованная ракушка, крошка циркония и тому подобное, но иногда, по желанию заказчика, могу сделать бижутерию и из другого материала.

– Вы рисуете эскиз будущего изделия или творите по ходу работы?

– Нет, эскизы я не рисую, но в голове держу приблизительную картину, которую бы хотела получить.
Порой еще в процессе подготовки разложишь камни на столе – и вот, пожалуйста, бусы готовы, осталось только нанизать. А бывает, приходится распускать раз, другой – ну не ладится работа, не смотрятся детали рядом, как ни крути! Тогда переделываю, пока не останусь довольна.
Есть камни, которые считаются несовместимыми, например гематит и бирюза, но иногда в творческом процессе рождаются такие комбинации, что изделие начинает играть по-новому, смотрится свежо и интересно. И, кстати, немалую роль играет настроение, с которым ты берешься за работу. Можно за вечер собрать, а можно несколько недель потратить.
Сейчас снова прокручиваю в голове одну идею – вязание бисером с помощью крючка. Изделия получаются очень красивые, объемные, пышные, плетение многослойное, воздушное. Уже два раза переделывала, но сдаваться не собираюсь.

– Наверняка удовольствие это не из дешевых. Вы реализуете свои работы? Возможно ли на творчестве зарабатывать?

– Зарабатывать, конечно, можно, но у меня пока не получается (улыбается). Некоторые из своих работ я продаю, некоторые даже делаю на заказ, но у них (особенно украшения) и себестоимость дорогая, и работа ручная требует немало сил и времени. А некоторые я настолько люблю, что не отдам ни за какие деньги. Это для меня не просто увлечение. В каждое изделие я вкладываю душу, создаю и наблюдаю за его рождением, поэтому то, что я делаю для себя, – только мое.

– Все ли Вам так легко удается? Или было что-то, что не получилось?

– Ну, конечно, было. Моя подруга, Татьяна Тормосина, тоже мастер из выставочного зала, занимается лепкой из бумажной массы, делает игрушки. Она так этим увлечена, что может и ночь просидеть за работой. Я думала это так просто: бумагу с клеем замесил и формируешь, что хочешь. Но нет! Как-то мы вместе решили коня сделать – я хотела научиться. И в процессе поняла: это не мое. Не потому что не получалось, ведь сложности в любой работе случаются, и с первого раза сделать что-то хорошо невозможно, я просто не почувствовала, видимо, отклика в душе.
А еще (я-то сама рисовать не умею) однажды мне до того захотелось творить, что я пошла и купила дубликат картины, кисти и масляные краски и раскрасила его. Теперь всегда, когда хочу почувствовать себя художником, так и делаю.
У меня дома одна стена полностью увешана картинами разных художников, есть копии известных полотен, есть картины наших местных мастеров, много работ привозила из поездок. Я всегда чувствовала в себе тягу к искусству, стремилась окружать себя прекрасным. Целую комнату выделила для своих изделий. У меня не дом, а сплошная мастерская: здесь бисер, тут ленты, там камушки. А вот кукол-мотанок храню в сундуке.

– Как Ваши близкие относятся к такого рода увлечению?

– Супруг не препятствует, дети уже взрослые, у них свои семьи. Им лишь бы мама была счастлива. А для меня это и отдых, и хобби, и состояние души…

Беседовала Виктория Гапонова
скачать dle 11.3
Оставить комментарий
  • Комментируют
  • Сегодня
  • Читаемое
Мы в соцсетях
  • Вконтакте